Assassin's Creed - проект с весьма неожиданной родословной. Разрабатывает игру студия Ubisoft Montreal, к слову, ответственная за выход современных инкарнаций «Принца Персии» и серию Splinter Cell. Находящийся в разработке более двух лет, проект долгое время скрывался под покровом секретности и впервые «всплыл» лишь на прошедшей Е3. Однако, многие поклонники компьютерных игр пропустили премьеру игры мимо, поскольку изначально она позиционировалась в качестве PS3-эксклюзива. Но время шло, Ubisoft наблюдала, и вскоре последовали официальные вести - игрушка выйдет на всех современных игровых платформах.
Увидеть Иерусалим и умереть
На смену тонкому Востоку, пескам времени и прочему рахат-лукуму «Принца Персии», приходит суровый реализм, готика и жестокость средневековья. Компании Ubisoft Montreal, собаку съевшей на экшнах третьего лица, не составило никакого труда переключиться на новый сеттинг. На пути проекта к прилавкам, кудесники программного кода совершили над ним ряд основательных пластических операций. Устоявшуюся концепцию Востока разбавили несколькими декалитрами отборного «замкового» стиля. Походя, вытянули на впечатляющий уровень техническую составляющую игры. Притащили из закромов лучшие декорации, окурили получившуюся смесь со всех сторон потрясающей атмосферой и под занавес прибили шильдик с надписью «next-gen». Полученный фабрикат закинули в духовку тщательного тестирования, и стали смотреть, как подрумяниваются бока у ещё вчера бесформенной массы. А посмотреть было на что…
Действие игры развернётся в конце 12 века (если быть более точным - в 1191 году), во времена третьего Крестового похода, возглавляемого Ричардом «Львиное Сердце». Местом действия станут три огромных, живых города, населенных умным (с точки зрения искусственного интеллекта, разумеется) и разнообразным населением. Одним из доступных игроку городов станет Дамаск, находящийся во время описываемых событий под покровительством сирасимов (позднее прилегающие к Дамаску территории нарекут Сирией). Вторым по списку (но первым из доступных в процессе прохождения) будет Акр - древний город-порт, захваченный Ричардом во время крестового похода. Ну а возглавляет трио мегаполисов святой Иерусалим, который станет, пожалуй, самой запоминающейся локацией.
Величественная, древняя столица встретит Альтаира бурлящим людским гомоном, постоянно сплетничающими горожанами и угрюмо-молчаливой стражей. Город не просто живёт своей жизнью - он бурлит, кипит, клокочет, непрестанно показывая свою естественную наготу. Где-то неподалёку хозяин отчитывает нерадивого подмастерья. Рядом чумазый паренёк ворует с прилавка свежие сливы. Впереди, по мощёному булыжником бульвару гарцует благородный всадник. И всё это - сразу, везде, вместе и повсюду. По сравнению с местным Иерусалимом необъятные города GTA покажутся нагромождением непутёвых детских конструкций. Архитектура и детализация урбанистического окружения заставят покраснеть даже Oblivion. А общее впечатление от погружения в суетливую столичную жизнь вполне можно ставить в один ряд с ощущениями от лучших серий Final Fantasy. Но вся эта красота, блеск и разнообразие служат лишь умело разрисованной ширмой для скрытной деятельности Альтаира…
Молчаливый палач
Слиться с толпой, стать незаметнее серой мыши, тонкой струйкой дыма просочиться сквозь праздношатающихся, и в последний миг нанести молниеносный, выверенный удар в сердце жертвы... Такова работа, образ жизни и единственный смысл существования нашего подопечного. Вообще, персонаж будущего блокбастера сильно напоминает кое-кого с порядковым номером «47». Стиль, манеры и филигранность исполняемых действий примерно совпадают. Единственное, что вызывает жгучий интерес, но до поры-до времени окутано пеленой тайны - это мотивация главного действующего лица. Игры, в которых главным героем выступает абсолютно аморальный подонок - редкость, которая к тому же не пользуется большой популярностью у народа. Поэтому с большой долей уверенности можно говорить о том, что Альтаир окажется вполне себе вменяемой личностью, руководимой «робингудовскими» мотивами или (чем черт не шутит?) озабоченной идеей спасения мира путем исполнения принципа «наименьшего зла».
Существует и «генеральная линия» проекта, она же - цепочка первостепенных задач. Альтаиру предстоит начать с обычного, на первый взгляд, задания, в процессе выполнения которого всплывут некие загадочные факты и странности. Копнув чуть глубже, молодой человек приоткроет завесу страшного заговора власть предержащих, последствия которого будут иметь значение для всей последующей истории. Всего на пути Альтаира встанут 9 ключевых фигур (по 3 на каждый город), устранение каждой из которых будет открывать новые подробности сговора, и на шаг приближать игрока к выполнению основной задачи. Именно эти люди стоят у истоков Крестовых походов, и именно они являются ответственными за развязывание Священной войны.
Как и должно, прошлое самого Альтаира является загадкой. Известно лишь, что молодой человек провёл годы в некоем горном храме, основной спецификой которого было воспитание совершенных орудий убийства. Умеющих действовать в любых возможных ситуациях. Ловко использующих сильные и слабые стороны самого разного окружения. Выполняющих поставленную задачу любой ценой. Этакие «ниндзя» средневековья, умело лавирующие в кулисах европейской постановки.
На самом деле, история храма убийц имеет под собой реальную историческую подоплеку. Действительно существовал клан людей, именовавших себя «хашшашинами» (от араб. - «употребляющие гашиш» - позднее это название сменилось на более привычное «ассасин»). Каждое убийство, совершаемое его членами основывалось на курении гашиша. А сам обряд посвящения в члены клана венчала процедура инициации - отрубания безымянного пальца левой руки. В игре эту идею развили ещё дальше, и оснастили Альтаира особым механизмом, надеваемым на левую руку. Взведённая заранее пружина спускается при помощи специального «курка», привязанного к мизинцу. Движение - и из сжатого кулака асассина выскакивает узкое смертоносное лезвие. Как раз оттуда, где у людей находится безымянный палец. Именно этим оружием осуществляется выполнение основных «заказов».
Кроме того, Альтаир ещё и отличный наездник, чувствующий себя в седле, как рыба в воде. Виртуозное управление парнокопытным средством передвижения будет не просто маркетинговой «фишкой», призванной пополнить список основных достоинств проекта. На скачках завязан важный элемент геймплея.
Кататься на лошади придётся часто. К примеру, если цель удаляется, а время на её устранение ограничено, продраться сквозь густую толпу гораздо легче будет «на подковах». Поднимая скакуна на дыбы и заставляя громко ржать (вонзая шпоры в бока, разумеется), заставить народ расчистить дорогу будет куда сподручнее. Кроме того, заблаговременно припаркованная лошадь позволит быстрее удалиться с очередного места «несчастного случая». Добавьте сюда жаркие скачки по городским трущобам, мельтешение «атаманскими сабельками» с конной стражей, и выбросы соперников из седла аккурат на полосу встречного движения - и у вас сложится определённое мнение о данной составляющей игры.
Куда больше времени нашему герою предстоит провести на своих двоих. Дело в том, что цели далеко не всегда будут тупо стоять на земле, ожидая пока к ним подъедут и заколют. В ряде случаев, для того чтобы подобраться к ярёмной вене очередного «заказанного» придётся проявлять чудеса акробатики. Важная правительственная «шишка» стоит на постаменте с краю площади, и окружена непробиваемым кольцом стражников? Для «парящего орла» нет ничего невозможного - несколько лёгких прыжков с упором в стены, подтягивание, перевал через борт - и он уже на городской стене. Замерев на минуту, Альтаир включает интуицию - так называется в игре режим поиска и выявления жертвы. Картинка на экране проваливается в стильный сумрак, цвета блекнут, и спустя несколько секунд блуждания взглядом по толпе, ассасин замечает подсвеченную фигуру. Это и есть объект ликвидации. Десяток метров, пройденных по натянутому канату, соскок на первую из чехарды несущих деревянных балок, три неслышных прыжка - и Альтаир оказывается аккурат над головой так ничего и не заметившей жертвы. Что делать дальше, решать игроку. Стрела под лопатку с безопасного расстояния, распарывание «цели» мечом в падении сверху, или молниеносный захват за горло, укол в сердце кинжалом и дальнейшее растворение в толпе. Здесь всё возможно.
При осуществлении вышеперечисленных действий, важное значение для игрока будет иметь взаимодействие с окружением. В отличие от проектов предыдущего поколения, где разработчики чётко забивали места для зацепок, подтягиваний и соскоков персонажа, в Assassin's Creed нас ждёт концепция «свободного города». Мощь консолей следующего поколения, подкреплённая особенностями физического движка, позволила разработчикам задействовать архитектуру средневекового окружения на 100%. Каждый настенный барельеф, каждый парапет и подоконник, каждый элемент наружного декора является интерактивным элементом, за который может зацепиться Альтаир при подъёме. Любую деталь, выступающую из стены хотя бы на два дюйма, можно будет задействовать как стартовую ступень для альпинистского восхождения. При всём при этом никакой сложности с управлением не предвидится - дружественный к игроку интерфейс позволит начать подъём нажатием всего одной кнопки. Особенно порадовала анимация режима «скалолазания» - разработчики уделили массу времени изучению такого модного явления, как «паркур», родиной которого заслуженно считается Франция. Лучшие и наиболее эффектные из движений были воплощены в игре, благодаря чему передвижение Альтаира напоминает порхание бабочки над цветком.
Ещё одним куплетом в гимне техническим характеристикам проекта станет частичная интерактивность трущобных экстерьеров. Спасаясь от погони по улицам, Альтаир сможет обрушивать на головы преследователям строительные леса, в буквальном смысле слова катить на них бочки, переворачивать вверх ногами проезжающие мимо повозки и т.д. Короче говоря - делать всё необходимое, чтобы задержать преследователей и оторваться на безопасное расстояние.
Эстетика танца
Куда более лестные эпитеты наворачиваются на язык, когда видишь анимацию главгероя. Столь естественного реализма рынок еще не видывал. 700 смоделированных вручную движений способны заставить открыть рот даже видавшего виды игрока. Пресловутый Принц Персии за последним порядковым номером мог похвастаться «всего лишь» 500 движениями, а ведь анимация передвижений всегда являлась сильнейшей стороной этой серии.
Не меньше впечатляют действия протеже в моменты потасовок. Как прилежный выпускник храма и прирождённый горец, Альтаир виртуозно владеет мечом. Даже бой с несколькими противниками одновременно не становится для него серьёзным препятствием. Ассасин двигается вдвое быстрее любого стражника. Ассасин виртуозно парирует удары, подныривает под мечи, и в мгновения ока оказывается у соперников за спинами. Ассасин не разменивается на продолжительный обмен ударами, а разит в жизненно важные органы при каждом удобном случае. В результате сквозь толпу агрессивно настроенных личностей, Альтаир проходит как нож сквозь масло - быстро, изящно, эффектно, оставляя за спиной быстро остывающие трупы.
Совсем уже отдельным пунктом в строчках пресс-релиза стоит толпа. Даже если опустить тот факт, что это самая разношерстная массовка за всю историю игр, остается еще как минимум 2 повода для гордости. Во-первых, на новый уровень вышло взаимодействие NPC и персонажа. Каждый статист на городских улочках реагирует на толчки в полном соответствии с законами Ньютона и собственной анатомией. Если Альтаир толкнет горожанина в грудь - тот отклонит верхнюю половину корпуса назад и замашет руками, пытаясь устоять на ногах. Толчок в плечо приведет к тому, что незадачливый житель запрыгает в сторону на одной ноге. Ну а добрый пинок в «кормовую» часть склонившейся над корзиной дородной булочницы, почти наверняка заставит ту растянуться на пыльной мостовой.
Куда больший интерес вызывает система реагирования народа на действия Альтаира. Так же, как и в жизни, толпа, во-первых, состоит из людей с самыми разными представлениями об опасности, а, во-вторых, действует совершенно непредсказуемо. Когда наш «орланоголовый» несется на полном ходу сквозь скопление народа, реакция не заставляет себя ждать. Кто-то в панике драпает, оглашая окрестности пронзительными воплями, кто-то сердито огрызается и норовит лягнуть ассасина, другие и вовсе действуют избирательно и грамотно. А именно - быстренько собирают «в кучу» ближайших друзей-приятелей, догоняют хамоватого нарушителя спокойствия и берут его «в кольцо». После чего, как вы уже наверняка догадались, следует обмен «любезностями» с непременными фразочками в духе «а ты батона знаешь»? Ничем хорошим для преследователей подобные вопросы, естественно, не заканчиваются.
Так вот: непредсказуемость толпы - один из ключевых факторов всего геймплея, на который нужно обращать самое пристальное внимание при планировании путей отхода. Если предстоит «шумное», прилюдное устранение цели - плотность толпы не должна превышать показателя «1 чел/3 м.кв.», иначе просто затопчут. В таких случаях лучше всего продумать альтернативные варианты убийства, или хотя бы просчитать все возможные пути отступления. Другое дело, когда шанс ударить исподтишка все же имеется - при данной раскладке та же самая толпа послужит хорошим укрытием и задержит спохватившихся стражников/охрану. Ну и отдельным пунктом игры стоит система маскировки, основанная на социальном взаимодействии. Набедокурив на рыночной площади, и обратив на себя внимание всех, кого только можно, у Альтаира будет шанс укрыться среди группы людей. Ассасин, к примеру, с покрытой капюшоном головой может затесаться в небольшой отряд монахов. В результате - полная потеря интереса к нему стражников, как к объекту внезапно пропавшему из поля зрения… Впечатляет. Если данная идея получит достойное игровое воплощение, мы рискуем получить один из самых многовариантных симуляторов киллера за всю историю.